Вариатор или автомат — что лучше

Неотъемлемой частью любого транспорта является трансмиссия или, проще говоря, коробка передач. Она может быть как механической, так и автоматической. В свою очередь внутри «автоматов» существуют своя разбивка на классы.

Особенности эксплуатации, принцип работы и устройство вариатора

Наряду с традиционными вариантами АКПП вниманию автолюбителей предлагаются бесступенчатые вариаторы и роботизированные коробки, называемые в народе «роботы». Ниже более детально остановимся на сопоставлении между собой, собственно, классического «автомата» и вариатора с описанием их сильных и слабых сторон.

Сразу стоит сказать, что это тип автоматической трансмиссии, которая передает крутящий момент от двигателя непосредственно к колесам. Сейчас такую коробку передач принято обозначать универсальным индексом CVT, что означает Continuously Variable Transmission.

Не все водители знают, что вариатор появился раньше, чем автомат в классическом его исполнении. Устанавливать их начали на грузовиках и легковушках DAF. Затем новую технологию позаимствовали Volvo и Audi. В 70-х годах прошлого столетия вариаторы стали устанавливать на снегоходах. Однако тогда сразу же обнаружились проблемы с их надежностью. С тех пор их конструкция была кардинальным образом переработана. Теперь их ставят на мотоциклах и даже на компактных городских скутерах.

В техническом плане вариатор представляет собой два шкива с разным переменным диаметром, между которыми натянут ремень. Такой механизм отвечает за функционирование передаточного числа коробки передач. В зависимости от конструкции ремня выделяют клиноременные и цепные разновидности. Последние представляют собой металлические ленты со звеньями и используются в тандеме с моторами высокой мощности.

Диаметр шкивов в процессе движения меняется посредством перемещения конусов в разных направлениях. Поэтому нет резких толчков при старте автомобиля. Также вариатор подразумевает и отсутствие переключения передач как такового, благодаря чему ускорение происходит плавно. Когда шкивы раздвигаются, ремень уходит вовнутрь. В процессе их сближения ремень принимает форму клина.

При трогании автомобиля с места происходит расхождение конусов ведущего шкива. У ведомого наоборот они сходятся. По мере набора скорости запускается обратный процесс. В результате уменьшается передаточное число с одновременным снижением тягового усилия. При этом обороты на ведомом валу возрастают.

За нормальное функционирование вариаторной КПП отвечает сложный электронный блок со специальным программным обеспечением. Неотъемлемым компонентом является трансмиссионная жидкость, которую необходимо менять с предусмотренной производителем периодичностью (в среднем каждые 40 тыс. км). В противном случае коробка достаточно быстро выходит из строя.

Эксплуатация вариатора имеет свои особенности. Эта коробка не любит резких ускорений и перегрева масла, например, из-за пробуксовки. Чтобы не попасть на дорогостоящий ремонт, постарайтесь не забывать об этих вещах.

Основные достоинства вариатора

Такой тип трансмиссии имеет свои плюсы. Вот лишь некоторые из них.

  • плавность хода, которая достигается за счет отсутствия традиционного переключения передач;
  • динамичный разгон, возникающий вследствие исключения разрывов в потоке мощностей;
  • повышенный КПД всего силового блока автомобиля в целом;
  • ощутимая экономия топлива;
  • более низкая стоимость.

Внешне салон автомобиля с вариатором ничем не отличается от машин с другими типами автоматических КПП. На селекторе также можно увидеть 4 режима: P, R, N и D. Неизменными остаются и 2 педали под рулевым колесом. Разницу можно заметить в процессе движения или заглянув в моторный отсек. Вариатор значительно меньше по габаритам, чем его собратья – гидромеханическая трансмиссия или «робот».

Минусы вариатора

Ради объективности стоит отметить и слабые места вариатора. Список основных из них выглядит следующим образом:

  • медленное ускорение машины, что не всегда кстати (особенно при обгоне);
  • капризная и сложная электроника, которая зачастую не может похвастаться надежностью;
  • затратное обслуживание, требующее приобретение особых и дорогих смазок для трансмиссии;
  • в некоторых случаях ремонт может быть сопоставим по стоимости с новой коробкой;
  • шум от работы вариатора в процессе движения может ощущаться в салоне.

У первых вариаторов была серьезная проблема: ремень очень быстро выходил из строя вследствие трения со шкивами. Однако со временем конструкторам эту проблему удалось успешно преодолеть, составив конструкцию из механических элементов .

Признаки неисправности вариатора

  • рывки при движении;
  • невозможность тронуться с места или несоответствие оборотов двигателя и ускорения (обороты растут, а машина не едет);
  • произвольная остановка (автомобиль не реагирует на педаль «газа»);
  • повышенный гул во время движения.

Автоматическая коробка передач: как она работает

Самым распространенным является гидромеханический вариант. Основными его элементами являются гидротрансформатор и редуктор. Первый является альтернативой сцеплению, которым наделены автомобили с «механикой». В свою очередь редуктор состоит из набора шестерен с постоянным зацеплением.

Такая конструкция позволяет предусмотреть сразу несколько ступеней (от 5 и более). Некоторые автомобили могут сегодня похвастаться коробкой передач на 8 или даже 9 ступеней. Поэтому легко происходит адаптация к стилю вождения, который у каждого свой.

Теперь кратко о механизме работы. Гидротрансформатор включает в себя центробежный насос и центростремительную турбину. Между ними расположен управляющий элемент – реактор.

Колесо насоса тесно взаимодействует с коленчатым валом мотора. В свою очередь аналогичный элемент турбины связан с валом трансмиссии. Что же касается реактора, то в зависимости от ситуации он может свободно вращаться или блокироваться.

С помощью насосного колеса специальная рабочая жидкость перебрасывается от насосного колеса к турбинному. В результате происходит передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Такой механизм взаимодействия характеризуется отсутствием прочной связи между двигателем и коробкой передач. Поэтому работа мотора и остановка машины могут иметь место и с включенной передачей. Еще один важный момент – обеспечивается плавность передачи тягового усилия.

Преимущества «автомата»

Он является оптимальным вариантов в случае передвижения по городу. Особенно если необходимо часто идти на обгон или подолгу выстаивать в пробках. В числе прочих плюсов следует выделить.

Легкость в управлении автомобилем. Современные трансмиссии рассчитаны на 5 и более скоростей. В свою очередь электроника продумана так, что без проблем подстраивается под избранный режим вождения.

Отсутствие риска перегреть мотор. Как следствие ресурс службы силового агрегата существенно увеличивается.

Сравнительная простота в обслуживании. Специальная жидкость гидротрансформатора не такая дорогая, как смазка в вариаторе. По правилам ее необходимо менять значительно реже. В «автомате» также есть электроника, но ее не так много, как в вариаторе.

Высокая надежность. Основы конструкции трансмиссии заложены более 70 лет назад. За этот промежуток времени конструкторы и инженеры основательно поработали над выявленными недостатками и слабыми местами. Поэтому современные коробки максимально оптимизированы в плане рисков.

Минусы АКПП

У гидромеханической коробки передач также существуют свои изъяны. Описать их можно следующими пунктами.

Недостаточные динамические характеристики. В силу конструкции трансмиссии неизбежны потери в гидротрансформаторе и некоторые разрывы мощности. Поэтому это сказывается и на общей динамике.

Невысокий КПД. Этому способствует жидкость гидротрансформатора, в которой происходят частичные потери мощности и крутящего момента мотора. Поэтому на выходе получается и увеличенный расход горючего.

Чувствительность к буксировке. Если авто достаточно долго везти на буксировочном тросе, то появляется риск выхода коробки передач из строя. Ремонт ее будет ощутимым для семейного бюджета.

Вариатор или автомат: что выбрать

На самом деле универсального ответа не существует. Каждый покупатель принимает самостоятельное решение, опираясь на целый ряд критериев. Если машина приглянулось в целом по другим характеристикам (дизайн, функциональность, объем двигателя, скоростные параметры), то выбор трансмиссии по большому счету не имеет такого существенного значения. Тем более что гарантийные сроки по автомобилям от производителей будут практически одинаковыми.

В некоторых отношениях вариатор выигрывает у АКПП. Речь, прежде всего, идет о хорошей динамике разгона и плавности хода, которую в полной мере можно ощутить, передвигаясь по трассе. Сюда же можно добавить экономичность в плане расхода топлива.

Но есть и другая сторона медали. Электроника вариатора достаточно сложна и капризна. Поэтому в случае появления сбоев речь может идти о перепрошивке в специальных сервисных центрах, что обойдется достаточно недешево. Плюс сами по себе ощутимы затраты на текущее обслуживание и непредвиденный ремонт.

В свою очередь «автомат» не может похвастаться такой же плавностью хода как вариатор. Больше потребляется и горючего, однако незначительно. Но у такой коробки лучше ускорение и разнообразные возможности в процессе езды. Еще один плюс – надежность и упрощенное в сравнении с вариатором обслуживание. Тут стоит добавить, что традиционная АКПП имеет значительно больший ресурс службы: в среднем 500 000 километров пробега против 250 000 у вариатора.

В плане цены новый автомобиль с вариатором выходит дешевле. Однако если принято решение купить машину с пробегом, лучше остановить свой выбор на автоматической коробке передач — так будет надежнее. Предварительно ее рекомендуется проверить на предмет нормального функционирования и возможных рисков. Для этого лучше всего воспользоваться диагностикой на СТО с помощью специального компьютерного оборудования.

Также не будет лишним при выборе трансмиссии почитать о ней отзывы в интернете. Ведь разные модели отличаются качеством, своими функциональными характеристиками и в конечном итоге надежностью. Помните, порой стоимость новой коробки и ее замена могут стоить как половина машины.

Подытожив можно сказать следующее. В пользу вариатора говорят динамические характеристики и экономичность. Автомат же выделяется своей надежностью.

Поделиться: